Исихазм без подзатыльников
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Перейти вниз
Карагач
Карагач
Сообщения : 2
Дата регистрации : 2019-10-04

Школа Созерцательной молитвы. Вопросы о сути, подготовка. Empty Школа Созерцательной молитвы. Вопросы о сути, подготовка.

Вт Окт 15, 2019 3:02 pm
Подготовительное слово.


  С первого времени христианства до сих пор имеются практики внутренней молитвы, поскольку домостроительство души и тела человека в Храм Божий начинается и в основном происходит внутри.
  Святые, учившие внутреннему деланию и проходившие этот путь, не поддаются исчислению. Но именно как школа молитвы - Антоний и Макарий Великие, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Палама, Сергий Радонежский, Паисий Величковский. Если на Руси и поближе к нам - Тихон Задонский и святые просиявшие после него в той же земле, Серафим Саровский.
Дело это не новое, и широко известное.


" 18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
19. проповедывать лето Господне благоприятное.
20. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
21. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами."


"Итак, начнём говорить и о третьей молитве: вещь странная и неудобосказуемая, а для неведающих не только неудоборазумеемая, но и почти что невероятная; дело, не во многих обретаемое."
https://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizantijskie-isihastskie-teksty/3


  Для того, чтобы совершить что-либо, нужно поставить цели и определить методы.


1. Цели.

Вхождение в Царствие Божие.

"Аминь, аминь глаголю вам, яко слушаяй словесе Моего и веруяй Пославшему Мя имать живот вечный, и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот"

  Царствие Божие - действие в нас милости и любви Божественной, изменяющей естество душ и тел наших каждому в промыслительную Богом меру. Кто-то войдет в жизнь вечную, кто-то твёрдо станет на дорогу к Богу, кто-то только получит помощь для души. Мы все разные, как и в Евангелии написано: кто-то даёт плод в 10, кто в 30, а кто и в 100 раз.
Слава Богу за всё!

2. Методы и временные цели.

2.1. Подготовка.

  Прежде всего следует вкратце видеть хотя бы в общих чертах цельную картину своего пути.
  Начало - это изучение этики и исагогики (учение Иисуса). Первое видно в моральных заповедях, их православные слышат каждую службу и читают в молитвах. Будем говорить о втором.
  Как ребенок бежит к добрым родителям, так следует нам отдавать всего себя Богу.
  Как слушая мудрого учителя, нужно быть готовым оставить любые свои ценности, особенно внутренние, моральные, представления о религии, Боге и пути к Нему, что угодно, ради Бога и того, что даёт Бог.

"ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет её;".
"Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое."

Искренность должна быть в отношениях с Богом и ближними.

"Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие"

Любить Бога, Творца всего, надлежит более всех остальных.

"Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня"

  Как это можно достигнуть? Дело в том, что Бог может стать самым близким родственником, а ведь чем ближе родственник, тем больше и естественней мы его любим.
  Бог может соединиться с нашей душой, остальные родственники хоть и близки нам - но это отделённые от нас души, люди. И соединившись с нами, Бог может спасти нас.

  Вот что пишет Каллист I в "Ста главах о чистоте души":

"30. ...ум... когда он проникнет туда, в горницу души, душа прилепляется к Духу, словно к некоему центру, и тотчас же сочетается с Невещественным и Нетварным посредством любви Божией, и, всецело [с Ним] соединившись, уподобляется Богу, насколько возможно. Ибо там-то и находится разумный жертвенник Божий."
"43. Так вот, если ты понял [все] сказанное доселе, незамедлительно поспеши и не презри пути смирения; если же [понимаешь смысл изречения:] «Будь трезвенен, и обретешь», то [знай, что] в этом возвышающем [смирении] сокрыто блаженное восхождение к небесам.
44. Ибо подобно тому, как свечной фитиль, будучи зажженным, вначале освещает тот мрачный и темный дом, [где он находится], а уже потом, когда огонь поглотит воск [свечи], словно [собственное] брашно, благодаря свойству жечь, пламя огня вновь восходит ввысь и освещает всех [присутствующих], так и душа, охваченная Божественною любовью, благодаря исполнению заповедей становится через Духа питанием для Сына Божия, как и Сам Он заповедал, говоря: «Моя пища есть творить волю Отца Моего Небесного»; ибо воля и питание Отца заключаются в спасении верных. В самом деле, добрая душа — фитиль Божественного Света, Который представляет Собой силу и энергию Святого Духа; брашно же [для] этого дара — согласие и [брачное] ложе добродетелей. Тогда-то, стало быть, согласно божественному Павлу, и возблагоухали и аромат одеяний Христовых, и миро благовонное, и гора яблок, как возвещает любитель мудрости Соломон. Ибо подобно тому, как пища огня, свеча, мгновенно и ясно испускает свет ввысь, пока фитиль подпитывает [ее] собою, по [мере] же убывания воска свет фитиля рассеивается в воздухе, так и душа, соединившаяся с Духом, питается добрыми делами и, как только [достигнет] сего единства, простирается ввысь с помощью Божественного огня, — это подобно тому, как и огонь [питается] свечой. А когда [душа] покидает тело, она не растворяется в воздухе, как огонь, но устремляется к бессмертию вкупе с Божественным Духом и вселяется в вечные обители, радуясь в домах праведников."

Поэтому нужно изучать и стараться исполнять заповеди в меру наших слабых сил:

"кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим."

Таким образом (исполняя заповеди) можно достичь в некую меру послушания к Богу и уйти от излишнего попечения о земном, что позволит приступить к началам созерцания.

2.2. Созерцание - это видение себя, действия Божия в себе и Бога в себе, насколько это возможно.

"Те, чей разум ещё не исцелён, пусть состязаются, чтобы завладеть сперва этим приобретением, не щадя ничего из того, что может привлечь на него [состязающегося] милость Бога. Ибо это есть искупление, посланное Господом Его народу, и это – “великая милость”, и это – умилостивление, и это – расторжение средостения великой ограды , и это – нетление, и это – вечная жизнь, и это – примирение Бога с людьми, и в этом – нищий духом, и в этом – чистый сердцем, ибо он Бога узрит ."
https://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizantijskie-isihastskie-teksty/3


2.3. Начало метода созерцательной молитвы  - соединение ума и сердца.

  Я не предлагаю идти путём технических приёмов, описанных у Симеона Нового Богослова, потому что они предполагают руководителя рядом с собой и послушание ему.
  Вижу путь в послушании Богу, руководствуясь словом Божиим и св.Отцов.
  Соединение ума с духовным сердцем и дальнейшая молитва благословляется Божественным действием, первый раз - под моим руководством и мною, содействующу Святому Духу. При личной встрече.

2.4. "Осторожно - прелесть".

  Чтобы не попасть в прелесть, достаточно спокойно относиться к любым изменениям и проявлениям. Некоторые из них - вполне естественная вещь, другие - действие Божественное, а у иных людей и вообще ничего не происходит чувственного. Это нормально.
  Главное - это домостроительство, т.е. изменение качества естества души (и тела) Божественным Действием.
(см. "1. Цели")

"Вот и мурлычут, а сердце остаётся пусто, и мысли бродят, даже и срамные движения приходят, а им ничего, будто все такое в порядке вещей. – У иных приходит при этом малая теплота, и они кричат: вот благодать, вот благодать! – И не вспомнят, что говорят опытные: смотри, придёт лёгкая теплота, не дивись, это от естества, а не от благодати."
(Епископ Феофан Затворник.)
https://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizantijskie-isihastskie-teksty/3


2.5. Искры и топливо.

" Без искры же как вещество может само собою зажечься... Но что же должно тебе, говорю, делать? – Терпеливо внимай, чадо. Пусть будет у тебя душа и тело вместо камня и железа, ум же, как самодержавный властитель страстей, пусть упражняется в добродетельных деяниях и богоугодных мыслях; содержа умными руками тело, как камень, душу же, как железо, пусть он влечет их и силою принуждает к этим деяниям, потому что царство небесное силою берется (Мф. 11, 12). Но о каких деяниях я говорю тебе? – о бдении и посте, горячем покаянии, печали и потоках слез, неусыпной памяти смертной, беспрестанной молитве и терпении всевозможных находящих искушений. Прежде же всего этого – о молчании, глубоком смирении, совершенном послушании и отсечении своей воли." (Симеон Новый Богослов, Гимны)
https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/gimny/1


3. Общий вывод.

  К умной молитве следует приступать полностью искреннему христианину, трезвому умом, готовым и решившимся цельно отдаться Богу и быть изменённым Его Милостью, как Иона был готов быть брошенным в бурное море Божественного действия, в Таинство Литургии внутреннего человека.
  Учитывать то, что получаемое может быть неожиданным и не всегда сладким. Например, если в душе есть изъяны богохульством или иные, вместо сладости можно получить болезненное хирургическое лечение от Врача душ и телес.
  Нужно понимать, что и дальнейшие изменения произвожу не я грешный в одно лицо, а Дух Святой, поэтому претензии ко мне, так же как и вопросы о моих личностных данных и качествах неуместны. Это вы и Бог, и обмануть никого не удастся.
  В силу непреодолимых обстоятельств не все смогут физически встретиться со мной грешным, также оставляю за собой право отказать.


Да будет воля Твоя в нас!
Вернуться к началу
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения